ГДЕ СОКРОВИЩЕ ВАШЕ, ТАМ БУДЕТ И СЕРДЦЕ ВАШЕ (Мф. 6:20-23)
6: 20. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…
Сокровища на небе – это духовные ценности, которые верующий может приобрести в земной жизни. О том, какие это ценности, Господь сказал в Своей Нагорной проповеди, открыв, что они приносят человеку неотъемлемое, вечное блаженство. Первая и главная из них, являющаяся фундаментом для всех прочих, – это нищета духовная, или смирение. «Без смирения, – писал игумен Никон (Воробьев), – никакие средства не помогут, да и Господь самонадеянному и гордому не помогает, и тот неминуемо впадет в разные сети врага» (Нам оставлено покаяние. Письмо 96). Только на этой основе приобретается и величайшее для человека сокровище – любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3: 14). Однако она не вдруг появляется, а приобретается трудом и подвигом, как писал преподобный Исаак Сирин: «нет способа возбудиться в душе Божественной любви... если она не препобедила страстей» (Слова подвижнические. Слово 55). Таков закон духовной жизни.
6: 21. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Что́ для человека является сокровищем, о том все его мысли и мечты, на это он тратит все силы, отдает свою жизнь. Поэтому и предупреждает Господь: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут (Мф. 6: 19), ибо все это придется оставить и с тем большими переживаниями, чем сильнее человек привязан к этому. Святитель Игнатий писал: «Прекрасно сказал св. мученик Тивуртий о земной жизни (Четьи Минеи, 22 ноября): „мнится быти и несть“. Точно! Она будто и перед глазами, и в руках, а все ускользает. О будущей жизни Тивуртий сказал: „мнится не быти, а есть“. Точно! Когда здесь живем, то представляется, что и всегда здесь останемся жить; будущая жизнь представляется несуществующей. Но нет! Не видать, как наступит, и наступит непременно» (Избранные письма. Письмо 598).
6: 22–23. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Как нормальное зрение дает возможность человеку сохранять в чистоте свое тело, одежду и проч., так и око души – ум, если он будет чистым, то есть верно понимающим, что́ есть добро и что́ зло, является светом в жизни человека.
Если же ум будет худым, то есть не имеющим надежного критерия в различении истины и заблуждения, добра и зла и считающим их лишь разными мнениями, тогда действительно наступает тьма, в которой теряют свое значение все мировоззренческие и нравственные убеждения. И если эта тьма является для человека светом, то какова же тьма? Такая тьма очень часто приводит к самым безобразным явлениям как в личной жизни, так и в общественной. Игумен Никон писал: «а во тьме заводятся всякие гады» (Нам оставлено покаяние. Письмо 90). Яркий пример – насильственное внедрение гомосексуализма на Западе.
О таком тяжелом заблуждении ума предупреждал древний пророк Исаия (VIII в. до Р. Х.): Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! (Ис. 5: 20–21).
____
Фрагмент книги "Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея" https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/zhizn-s-evangeliem